Среда, 25.04.2018, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон ч. 11

Не случайно именно в Макарьевском Желтоводском мо­настыре проповедует старец Аннаний идеи о мессианской роли России и православия, утверждает аскетический образ жизни, бичуя пороки богатых светских и духовных феода­лов. Именно из Нижнего Новгорода выходит коллективная челобитная с требованием об искоренении пороков церков­ной жизни. По всей вероятности, здесь будущие боголюбцы приобщились к чтению трудов отцов христианства, а Иоанн Златоуст стал примером для подвижнической жизни рефор­маторов церкви. Объективно проповедь аскетической жизни, осуждение языческих обрядов и игрищ, пороков мирян, мо­нахов и священников соответствовали устремлениям наро­ждавшейся буржуазии в городе и деревне в период накопле­ния богатств. Эти ростки новых отношений наталкивались на мощное сопротивление светских и духовных феодалов, со­здавали напряженную обстановку в стране. Настроения раз­двоенности, приближающейся катастрофы заставляли на­иболее образованную часть общества, каковыми и были нижегородские «боголюбцы», идеологически обосновать программу выхода из кризиса. В поисках ответа на злободневные вопросы современности они обратились, как это и свой­ственно обыденному сознанию, к прошлому страны и хрис­тианству. Эсхатологические настроения преодолеваются и выдвигается идея коллективного спасения через «оцерковление» общества и строительства «Града небесного» на земле. Гарантом его построения в России было убеждение в избран­ном предназначении русского православия и царя как на­следника византийских императоров. Программу «оцерковления» жизни общества боголюбцы восприняли из Византии эпохи ранней патристики.
В литературе неоднократно отмечалась особая любовь реформаторов церкви к трудам и деятельности Иоанна Зла­тоуста. Эта приверженность к личности Златоуста объясня­ется не только тем, что он был основоположником нравствен­но-эстетического направления в христианстве, но и представ­лениями боголюбцев о сходности условий и задач, решаемых ими и Златоустом. Иоанн Златоуст жил в период становле­ния христианства как ортодоксальной государственной рели­гии, когда в борьбе с арианством утверждается догматика, формируется структура соборной церкви и монашеского об­щежития. Это оцерковление византийского общества прохо­дило в напряженной борьбе с язычеством и античной культу­рой. Особое место в деле христианизации отводилось мона­шеству и монастырям, которых Златоуст рассматривал как форпосты религии и пример для подражания в соблюдении нравственных идеалов. При этом он был противником уси­лившегося роста монастырей в городах, понимая что мона­шество не способно стать идеалом жизни для городского населения. Он разрабатывает тему «монастыря в душе», ког­да каждый может создать свой «внутренний» монастырь, не нуждаясь в настоящем. Жизнь «по Христу» из сферы внеш­него почитания и благочиния, согласно с этим принципом, должна стать внутренней потребностью человека. Златоуст ставил священника выше монаха, так как священник нес в мир свет христианского учения, «апостольского служения», что было особо актуально в период утверждения христиан­ства в Римской империи. Эти мысли были созвучны боголюбцам, смотревшим на себя как на «апостольских посланников», ведущих непримиримую борьбу с рецидивами язычества и разложением клира. Требования к священнику, изложенные Златоустом в трактате «О священстве», стали руководящим принципом деятельности боголюбцев.
В основу деятельности пастыря Златоуст ставит работу на массовую аудиторию, а основным инструментом в борьбе за умонастроение и чувства паствы выдвигает проповедь. К проповеди он подходил не как к «дару Божьему», а как к результату высокой подготовки священника, осознанно вы­бирающего тему и приемы риторического обращения к мас­сам. Прекрасный оратор, он не ограничивался проповедью в храмах и охотно выступал с зажигательными речами в лю­бом месте, где находил слушателей. Введение боголюбцами института проповеди в соответствии с требованиями к ней Златоуста ставило задачу подготовки образованного церков­ного клира и издания соответствующей религиозной литера­туры. Для постановки образования и издания книг в Москву в 1649 г. были приглашены украинские богословы и среди них Епифаний Славинецкий, который и приступил к созда­нию «пособия пастырских речей».
Другим требованием Златоуста к служителям клира было «изживание мирских привычек и традиций» в период скла­дывания сословия церковников. Такую же задачу ставили перед собой «ревнители веры» по отношению к русским свя­щенникам, о степени обмирщения которых можно судить уже по факту избиения Аввакума за его обличения юрьев­ских попов в прелюбодеянии.
Находит самое горячее понимание у боголюбцев и осуж­дение Златоустом языческих представлений как пустого вре­мяпрепровождения, отвлекающего верующего от самосовер­шенствования и труда. Проблемы соотношения труда и бо­гатства, семьи и государства, воспитания и образования в трудах Златоуста были обусловлены острыми конфликтами общества в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному в IV в. н.э. Стремление сгладить социальные противоречия в обществе приняло охранительные формы в виде осуждения излишеств богачей и частичного перераспре­деления богатств за счет милосердия как самой церкви, так и отдельных граждан.
Осуждая корыстолюбие и жадность, Златоуст выражал интересы среднего слоя городского населения, негативно от­носившегося и к бедности, и к тунеядству. «Сегодня богат, завтра беден... богатство — это беглец неблагодарный — и при этом я не осуждаю тех, кто имеет дома, поля, деньги, рабов, я не противник богатых, напротив, я стою за бога­тых», — писал Златоуст. При этом он исходил из понимания того, что в каждом богатстве есть доля имущества бедных и долг каждого богача «наслаждаться довольством, а осталь­ное, что будет излишним... обрати на удовлетворение нужд других». Отсюда вытекает одна из важнейших задач церкви — проповедь и творение милостыни и милосердия богатых по отношению к бедным.
Понимая ограниченность подобных мер, он предлагает средство борьбы с бедностью путем создания и укрепления семьи — этой основы общества и государства. Он выступает за ранние браки как надежное средство предотвращения распущенности и условие «спасения от бедности». Создание семьи как трудовой и нравственной ячейки общества разрешает проблему пауперизации полисной системы в Византии способствует трудовой активности и становлению собственности. Особое внимание отводилось христианскому воспитанию в семье на примере аскетической жизни монахов. Труд воздержание — основа благополучия семьи и общества и будущего спасения человека.





Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика