Среда, 25.04.2018, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта


Патриарх Филарет ч. 5

В финансовой области перераспределялись налоги и сокращались иммунные приви­легии. Предпринималась попытка частично реформировать армию по западноевропейскому образцу, повысить ее боего­товность. Ратные люди были заняты в Голландии, Франции и Швеции в 1630—1631 гг. Там же были закуплены мушкеты, пистолеты и шпаги.
Все эти меры были направлены на восстановление мощи русского государства. Правительству были необходимы средства для борьбы с Польшей за возвращение Смоленска и других территорий, отторгнутых по Деулинскому переми­рию. Решение польского вопроса являлось основополагаю­щим фактором внутренней политики. Этой же задаче была подчинена и внешнеполитическая доктрина правительства Филарета.
«Вести-куранты» довольно полно дают представление о расстановке сил в Европе и о стремлении России объеди­ниться с противостоящими Польше государствами. В 1625 г. Масса сообщает, что французский король хочет послать в Россию посла с целью создания коалиции против папы Рим­ского.
В Европе в это время идет ожесточенная борьба меж­ду протестантами и католиками, и рьяная приверженность поляков католицизму заставляет Россию в лице Филарета искать поддержку Швеции, Дании и других государств, вы­ступающих против папы. Филарет даже готов был пород­ниться с датским королем в 1621 г. и шведским в 1623 г.
Патриарх пытается использовать Крым в борьбе с Польшей, стремится окружить ее кольцом врагов. При этом важную роль играли и украинские земли. Вопрос об отношении Фи­ларета к Украине требует особого внимания, так как здесь тесно переплетаются религиозные и политические мотивы, деятельность Филарета как патриарха и главы государства.
В 1596 г. была заключена Брестская Уния, вследствие которой фактически уничтожалось последнее звено, связы­вающее братские народы, — православие. Православная цер­ковь подчинялась Ватикану и принимала католическую дог­матику при сохранении православных обрядов.
Католиче­ская церковь получала полную поддержку польского прави­тельства вследствие не только его приверженности католи­цизму, но и желания идеологически закрепиться на древне­русской земле. Сразу же по возвращении из плена Филарет начинает проводить политику усиления влияния России на киевских землях.
Об этом свидетельствует тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофан против воли поляков вос­становил в 1620 г. Киевскую митрополию, назначив митро­политом Иова Борецкого. Патриарх Феофан находился в Москве с 1618 по 1620 г., где и посвятил Филарета в патри­архи, но, помимо этого, была достигнута определенная дого­воренность по украинской церкви и, возможно, русское зо­лото, как и раньше, оказало решающее воздействие на главу Иерусалимской православной церкви. Католики пытались нейтрализовать влияние Москвы.
20 января 1624 г. киевский униатский митрополит Иосиф Рутской с литовско-русскими епископами отправляет в Киев к духовным православным властям послов для переговоров о союзе и учреждении в Русско-литовском крае особой патриархии по примеру Мос­ковской. Но попытки униатов потерпели неудачу.
Из воссозданной митрополии идут грамоты патриарху Филарету о преследовании православной религии на Украи­не и самому Михаилу Федоровичу — об оказании поддержки православным (24 августа 1624 г.). Сохранились сообщения путивльских воевод о прибытии в Путивль тайных посланцев Исайи Копинского, епископа Перемышльского, с просьбой перейти в русское подданство православному духовенству, крестьянам и запорожским казакам.
До нас также дошли отписки о приезде посланцев самого митрополита Иова Бо­рецкого, священника Филиппа с вестями о боях казаков с поляками и просьбой присоединить освободившиеся земли к России. Более того, в отписке воевод от 3 августа 1630 г. говорится о посылке сына и племянника Иова на службу Михаилу Федоровичу.
Но несмотря на денежную поддержку и прием послов Иова в Золотой палате Кремля самим Михаилом Федорови­чем в 1630 г., Россия еще не была готова к воссоединению с древней Киевской землей. Минимальной задачей Филарета было создание напряженной, беспокойной для польского правительства обстановки, сдерживание казаков в борьбе с Турцией и, в союзе с ней, направление их против Польши.
В целях укрепления союза России и Турции в этой борьбе Иов Борецкий даже посылал в Москву в 1624 г. посольство вместе с запорожскими старшинами для поддержки Александра Ахия, выдававшего себя за сына турецкого султана и хотев­шего занять престол с помощью России.
Вряд ли патриарх Филарет, не решив проблему Смолен­ска, ставил задачу объединения Украины с Россией и воз­вращения всех русских, белорусских и украинских земель, как считает Б.Ф.Поршнев, но объективно его деятельность способствовала созданию основы будущего воссоединения.
Предстоящая война с Польшей была краеугольным кам­нем всей внутренней и внешней политики правительства Филарета. Этим определялась и его деятельность в качестве патриарха.
Относительно 20-х годов XVII в. распространилось оши­бочное мнение как о периоде усиления позиций церкви, вы­разившегося в росте земельных владений и реформе церков­ного управления, ставившей своей целью создание «государ­ства в государстве». Период патриаршества Филарета оцени­вается как время снижения остроты борьбы государства за ограничение экономической основы политического могу­щества церкви.
Однако анализ жалованных грамот монасты­рям с 1613 по 1619 г. показывает, что грамоты прежних царей подтверждались полностью, причем наиболее льготные не только в подлиннике, но и в списках, так как грамоты якобы погибли в Смуту. Кроме этого монастыри получали новые широкие податные торгово-промышленные и судебные при­вилегии.





Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика