Воскресенье, 21.10.2018, 16:37
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опричнина в советской историографии

Ч. 1
ОПРИЧНИНА И ХАРАКТЕР РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 20-х — СЕРЕДИНЫ 50-х ГОДОВ
 
Автор: А.Л. Хорошкевич
 
 Опричнина была учреждена Иваном Грозным ради продолжения непопу­лярной в России-Ливонской войны, ведшейся под лозунгом овладения насле­дием, якобы оставленным Августом-кесарем своему далекому потомку Рюрико­вичу. 
Страдавший сложным комплексом неполноценности (из-за неуверенности в законности своего появления на свет, невенчанности Василия III, былого, но не забытого соседними государями холопства его деда — Ивана III), первый русский царь (с 1547 г.) болезненно воспринял отказ великого князя литовско­го и короля польского признать его титул, равно как и нежелание боярства поддерживать его в борьбе за «государево имя», в воинственных устремле­ниях против единоверческого населения Великого княжества Литовского (да­лее— ВКЛ).
Склонность к миру с православными соседнего государства за­ставляла Боярскую думу, орган, выражавший корпоративные интересы высшей прослойки феодалов (в том числе воевод, в частности, И. П. Федорова), по­ступать вопреки замыслам царя. Вину за неудачи в Ливонской войне, уже в 1560 г. превратившейся в ливонско-литовско-русскую, царь возлагал не только на воевод, но и на всех участников дипломатических переговоров с ВКЛ и Коро­ной Польской, в 1569 г. объединившихся в Речь Посполитую.
За это боль­шинство их — вне зависимости от принадлежности к опричнине или земщине — расплатилось жизнями на протяжении 1567—1570 гг., когда обозначились необ­ратимость неудач и близость полного поражения в войне.
Таковы, по нашему мнению, причины этого загадочного явления русской истории. Впрочем и те­перь, в 90-е гг., существуют иные объяснения введения опричнины: например, В. Б. Кобрин продолжал развивать идею А. А. Зимина о направленности оприч­нины против последних уделов, самостоятельности Великого Новгорода и церк­ви (в последнем Зимина поддержали Г. Штёкль и Фр. Кемпфер); Д. Н. Альшиц видит в опричнине механизм подавления, по выражению Н. Я. Эйдельмана, «ростков демократии», идентифицируемых с сословно-представительными учреждениями и началами.
«Социальное происхождение самодержавия,— пишет Альшиц,— неразрывно связано с опричниной». Посему он распростра­няет время существования опричнины не только на правление Грозного, т. е. до 1584 г., но и на всю русскую историю до 1917 г.
При имеющейся разнице взглядов на сущность и причины опричнины оче­видна ее неразрывная связь с укреплением самодержавия — в подавлении сословно-представительных начал (Альшиц), в сокрушении остатков удельных по­рядков (Кобрин), в сфере внешнеполитических сношений (Хорошкевич).

 

 

Категория: Опричнина в советской историографии | Добавил: defaultNick (05.10.2011)
Просмотров: 3292 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика