Четверг, 20.06.2019, 07:01
Приветствую Вас Гость | RSS

История Московского царства
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сибирская экспедиция Ермака

Источники - 2
Соратники Ермака, хорошо знавшие его, были весьма далеки от того, чтобы представлять его христианским под­вижником. Поэтому духовенству пришлось подвергнуть «списки» их речей основательной переработке, прежде чем включить в Синодик. В результате приведенный выше текст «сказов» был искажен вставками церковно-житийного содержания. Между двумя частями фразы («не от славных муж... но от простых людей») появилось простран­ное рассужденне о том, что бог избрал Ермака «очистити место святыни и победити бесерменскаго царя Кучюма и разорит их богомерзкие капища», и т. п.
Длительное время Синодик был известен лишь в той редакции, которую сохранила летопись С. Есипова. Е. Н. Ромодановской удалось разыскать более ранний спи­сок этого памятника. Он находится в сборнике помина­ний, заведенном в начале XVII в. и пополнявшемся в течение всего столетия. Синодик ермаковым казакам писан, по наблюдению Е. Н. Ромодановской, полууставом второй четверти XVII в. и помещен в конце основного текста Синодика.
Ранняя редакция Синодика, всего точнее передававшая «сказы» тобольских казаков, содержала указание на две решающие битвы, сокрушившие Кучумово «царьство»: «И бысть с ними (татарами) первой бой... и па том деле убиенным Околу, Ивану, Карчиге, Богдану Брязге...»; «бысть бой с нечестивыми под Обалаком де­кабря в 5 день... убиенным Сергею, Ивану, Андрею, Ти­мофею...»
Рядом с записью о битве на Абалаке в Синодике есть другая запись: «Ермакове и дружине, безо опасения им идущим к рыбной ловле под Обалак декабря в 5 день... побита на том деле Окула, Ивана, Карчигу, Богдана Брязгу и с их дружиною». Можно заметить, что в этой за­писи названы были те же самые имена, что и в записи о первом сражении. Обе записи не могли возникнуть од­новременно, ибо создавалась абсурдная ситуация: есаула Богдана Брязгу и его товарищей поминали как умерших дважды, за смерть в бою им пели «вечную память боль­шую», за погибель на рыбалке — «память малую». По-ви­димому, составители Синодика неоднократно обращались к тобольским ветеранам, и им не удалось примирить про­тиворечия в показаниях последних.
Наличие двух версий о гибели Брязги вызвало сомне­ния у переписчиков Синодика, и они весьма своеобразно разрешили их. Уже в копии тобольского архиепископского дьяка С. Есипова 1636 г. запись о битве под Абалаком оказалась опущенной и оставлена одна запись о рыболо­вах. Копия 1636 г., включенная в состав летописи, имела чисто литературное значение, поскольку все имена убитых были в ней опущены.
Синодик, сохранившийся в составе летописи С. Есипо­ва, нельзя рассматривать как испорченную копию раннего текста Синодика ермаковым казакам. Внесенные измене­ния имели важное смысловое значение. Наибольшей пере­работке подверглись две записи — о сражении под Кашлыком и о последнем бое на Вагае.
Из раннего Синодика, непосредственно отразившего воспоминания тобольских ветеранов, следует, что Ермак разгромил татар в первом сражении 26 октября и в тот же день занял их столицу. Неизвестный редактор вычерк­нул из текста слова «первой бой» и заменил их привыч­ным летописным штампом — «бой велик», а также испра­вил дату с 26 на 23 октября. По сравнению с ранним Си­нодиком поздний лучше согласовывался с данными «Крат­кого описания о земле Сибирской». Автор «Краткого описания...» не считал, что под Чувашевым произошло первое сражение между казаками и татарами. Прежде чем казаки вступили в Кашлык, утверждал он, им при­шлось вести бои с татарами «по многи дни».
Редактор подверг правке также и запись о смерти Ер­мака. По словам очевидцев, дружина Ермака спаслась бегством и лишь «иные» погибли вместе с предводителем. Редактор исключил из текста Синодика сведения о бег­стве дружины и вставил фразу о поголовной гибели ка­заков: «... посланием божиим уготовися час и прииде на воинов смерть и тамо вси пзбиенн быша...» Летописцы дог полнили этот текст словами: «токмо един казак утече», «един токмо утече». Новая версия находила полную ана­логию в «Кратком описании...»: татары казаков «спящих без страсп поби, точию еден казак от них утече...»
Тобольский  архиепископский  Синодик  не является единственным памятником, содержащим перечисление имен по­гибших казаков. Известна краткая поминальная запись ермаковцев, скопированная тобольским любителем исто­рии И. Черепановым в XVIII в.
Поминальный список И. Черепанова воспроизводил в основном те же имена, что и архиепископский Синодик. Но налицо также и некоторые расхождения. Составители черепановского списка соединили ряд имен (Тимофея, Ивана и др.), поменяв местами некоторые из них. Кроме того, они вынесли имена атаманов в особый список, в ко­тором упомянуты были, помимо Ермака, Ивана Кольца и Никиты Пана, также Яков Михайлов и Матвей Мещеряк. В черепаповском списке названы рядовые казаки Иоаким и СаЪва, имена которых в архиепископском Сино­дике отсутствуют. В копии И. Черепанова нет имен Богдана Брязгу и его сотоварищей — Окула, Ивана и Карчиги.
Возникновение второй редакции тобольского Синодика было тесно связано с летописными работами, которые про­водились при архиепископском доме в Тобольске в 20— 30-х гг. XVII в.
При патриархе Филарете официальная летопись назы­вала Ермака и его казаков ворами и разбойниками. За разбой этих «волков» следовало повесить, и только бег­ство с Волги в Приуралье спасло их от виселицы. Такой была официальная точка зрения столицы, расходившаяся с мнением местных церковных властей в Сибири. Про­винциальная точка зрения получила признание в Москве лишь через два года после смерти Филарета. В начале 1636 г. священный собор назначил архиепископом Сибири Нектария. Новый пастырь пользовался большим влия­нием при дворе, и ему удалось добиться изменения офи­циального взгляда на Ермака. 16 февраля священный собор «правильно по грамоте первому Нектарию» устано­вил «вселенские» поминания Ермака и его казаков. «И от­толе,— сообщают тобольские источники,—уставися и до нынешнего лета помяновение вселенское на Москве и зде в Тобольску». В период между 1 апреля (время прибы­тия Нектария в Сибирь) и 1 сентября 1636 г. С. Есипов завершил работу над летописью, которая должна была закрепить новый взгляд на миссию ермаковых казаков в Сибири. За несколько месяцев он не мог начать и закон­чить обширное сочинение, на котором стоит его имя. Сам автор признался читателям, что он лишь «распространил» имевшуюся у него в руках более раннюю летопись, или «писание».
Использованная С. Есиповым ранняя летопись не со­хранилась, но ее текст поддается реконструкции. Дело в том, что наряду с есиповскпм сочинением имеется еще одна редакция того же памятника — Строгановская ле­топись. В итоге тщательного текстологического исследова­ния С. В. Бахрушин показал, что обе летописные редак­ции — Есиповская и Строгановская — восходят к общему протографу.
Найденное в протографе краткое описание батальной сцены не удовлетворило ни С. Есипова, ни составителя Строгановской летописи. В результате каждый из них до­полнил текст подробностями, заимствованными из разных литературных источников. С. Есипов целиком взял это описание из рассказа о битве между болгарами и визан­тийцами, изложенного в Хронографе редакции 1512 г.:
В результате редактирования текст ранней летописи оказался дополнен неуместными подробностями насчет полков с медными щитами и копьеносцев, заимствован­ными из истории древних византийцев.
Строгановский летописец использовал для пополнения протографа иные источники. Он ввел описание ночи перед битвой 23 октября и дополнил картину боя деталями из так называемой Повести 1626 г.:
Текстологический анализ позволяет обнаружить, что и автор Строгановской летописи, а С. Еспиов механически переписывали большие отрывки из имевшегося под рука­ми общего источника, дополняя его вставками из различ­ных сказаний, летописей и хронографов.
Категория: Сибирская экспедиция Ермака | Добавил: defaultNick (02.11.2011)
Просмотров: 1511 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика